Как я и обещал в предыдущей колонке, сегодня поговорим об империи Яндекса и новом Pax Yandexiana.
Все знают, что монополия это плохо. Как правило, монополист (если ему не мешают) всегда ориентирован на то, чтобы выжать из рынка все, что возможно. При этом, чем дальше, тем бесцеремоннее он это делает.
Консолидация ресурсов в одних руках, как это происходит сейчас с Яндексом, очень опасна. Ведь воздействовать на подобного монстра в одиночку уже нельзя. Он нас просто не слышит, о чем говорит обширная переписка со службами гиганта, напоминающая порой театр абсурда. Разве что крупные розничные сети, где все звенья работают на общий результат, Яндекс игнорировать не может (это, впрочем, и к вендорам относится).
Возьмем в качестве примера один из вопросов, которые мы обсуждали с Яндекс.Маркетом – срок поставки товара под заказ. Перед этим Яндекс.Маркет оштрафовал нас за то, что мы своим клиентам указывали срок поставки серверного оборудования «под заказ» в диапазоне 6-8 недель. Яндекс, в свою очередь, утверждал, что «под заказ» такая поставка производится в течение 1 месяца.
Несмотря на то, что мы предоставили ответы всех ведущих дистрибьюторов о реальных сроках поставки, мнение Яндекса по этому вопросу не изменилось. 1 месяц и точка! Нам было предложено снять свое предложение по всем заказным позициям, так как мы «не удовлетворяли» таким требованиям.
На наш вопрос: «Кто останется в Яндекс.Маркете, после того как все официальные партнеры снимут свои предложения?», — мы так и не получили ответ. И хотя партнеров на Яндекс.Маркете осталось немало, среди них не было авторизованных — одни только безымянные (это легко можно было проверить на сайте вендоров).
Наверное, Яндекс.Маркет все эти детали не интересны. Даже несмотря на то, что вывод вполне очевиден: среди оставшихся присутствуют неофициальный (серый) канал, а также компании, которые часто пропадают с деньгами клиента. Иными словами, «Черкизон».
Привожу фрагмент переписки по этому вопросу:
Марина,
>Арсений, ответ от Службы контроля качества – без изменений.
>Статус «на заказ» - товар должен быть доставлен в течение 30 дней.
Это поставка не по официальному каналу, который свое мнение высказал.
То есть иными словами ноутбуки, мониторы, серверы, ИБП, принтеры, маршрутизаторы, коммутаторы т.е. практически весь технический ассортимент представленный на площадке в случае их отсутствия на складе не должны иметь статус ПОД ЗАКАЗ. Если это так, то мы будем вынуждены снять около 80% предложений, тех которые не присутствуют на складе. Исходя из логики ЯМ на площадке не должно остаться позиций под заказ в разделах ИТ техники, в противном случае это будет выглядеть как обман покупателей или поддержка продукции ввезенной с нарушениями законодательства и имеющей проблемы с гарантией.
Думаю что эта тема должна быть обсуждена более широко, в том числе с представительствами производителей. Готов принять в этом участие.
С уважением,
Белоусов А.В.
Все это очень похоже на ЖКХ. Вроде бы бизнес — твой, но «коммуналка» у Яндекса. И Яндекс его может в любой момент перекрыть. Нам его и перекрыли.
Два месяца наши предложения оставались снятыми Яндексом с размещения (Сейчас, кстати, в правилах Яндекс.Маркета появились изменения. В новой их редакции уже можно поставлять товар более одного месяца). То есть, наш торговый зал был закрыт и опечатан без всяких на то оснований, при этом все наши сотрудники получали зарплату и расходы бизнеса шли.
Вопрос: почему Яндекс.Маркет нанес нам прямой урон своими действиями, при этом ответственность за свои действия не понес?
Ответ: Нет практики и механизмов воздействия на такие беспардонные действия нового монополиста.
В случае несогласия с налоговой службой (или любой другой), можно опротестовать неправильное решение. В случае с Яндексом, где нет четких правил и отработанной практики, а решения принимаются анонимными сотрудниками службы контроля качества (обычно при принятии решения по узкопрофессиональным вопросам приглашают экспертов), требовать справедливости в одиночку нам сложно.
Решения в Яндекс.Маркете озвучивают через электронную почту в виде окончательного приговора (без обоснования и доказательств), часто их меняют. Не смущаясь при этом, что есть ранее (ими же!) высланные трактовки событий.
Переходя от частного к общему: самое тревожное, что эта структура (Яндекс) в силу своей инертности и неконгруэнтных с рынком ИТ интересов и процессов, уже ПРЯМО НАВЯЗЫВАЕТ модель поведения на рынке, приучая к ней клиента. И тем самым, фактически, стимулирует недобросовестных поставщиков, создавая дополнительные барьеры добросовестным компаниям. Причем от сложившейся ситуации страдает и клиент (о чем мы не раз писали в Яндекс). Но Яндексу пока все равно. Все «левые» конторы так и работают. А серьезные фирмы «облеплены» заказными негативными отзывами или сняты с показа.
Кстати, снять отзыв, даже если написана явная ложь (как часто и бывает), несмотря на любые доказательства, невозможно. Позиция Яндекс.Маркета в этом вопросе нацелена на развитие негативной информации о партнере. При этом почти ни один наш клиент не может самостоятельно разместить положительный отзыв: его просто снимают (тоже не объясняя причины). Мы вынуждены дублировать все отзывы письменно. Но даже в этом случае служба проверки качества Яндекс.Маркета умудряется признать их «подозрительными». Тем самым работая в сконструированном Яндексом рынке, мы вынужденно «мараемся». Что для компаний с десятилетней (и более длительной) историей с точки зрения репутации очень вредно. Как корабль мы обрастаем полипами лжи, которые культивирует Яндекс-среда.
Нам остается или «утонуть» или сделать среду обитания подходящей для жизни не только «примитивных» организмов.
Яндекс Маркет не есть Рынок ИТ
Именно это понимание сейчас важнейшее всего донести до клиента и всех участников рынка. Очень надеюсь на поддержку ИТ СМИ в этом вопросе!
Яндекс.Маркет, Директ и поисковая выдача — все те ресурсы, которые развивает Яндекс — являются попыткой создать упрощенную, если не сказать — примитивную модель рынка ИТ, в которой от каждой транзакции Яндекс будет получать свой ясык.
Это естественное желание монополиста. А единственный аргумент, который может заставить его прислушаться и умерить свои аппетиты, — это консолидированное мнение участников рынка. Тех, кто не признают рынок ИТ примитивным, состоящим из рядов торгующих палаток, перенесенных в Интернет, где для владельца монопольной торговой площадки важнее всего количество арендаторов и регулярность сборов. А то, что «тапочки развалятся», так это — вопросы к конкретной «палатке». А там скажут: «Какие проблемы? Ведь вы ДЕШЕВО купили!».
Мы не должны допустить, чтобы модель рынка от Яндекс.Маркета вытеснила квалифицированный рынок. Это будет тупик. В том числе и для Яндекса. Ведь печальный итог «Черкизона» всем известен.
Уже прошло время восторгов от обилия большого числа дешевых товаров, которые на нас вывалил в начале 90-х «Черкизон». Помним мы и разочарование, когда выяснилась разница между Pavasonic и Panasonic.
Утратив квалифицированных специалистов, мы сделаем еще один шаг в сторону банановой республики. Инженер, превращенный в палаточного торговца или «виртуального челнока», быстро утратит квалификацию. И потом уже никаких маркетинговых фондов не хватит на обучение новых спецов. Да и делать это желающих не найдется. А блэйды, виртуализации, консолидация и всяческие «облака» с инфрастракчами — нам будут нужны? Наверное, да. Ведь без них и Яндекса с его поиском, да и самого Интернета — не будет. Или Яндекс с его чудо-поиском их где-то отыщет? Я лично сомневаюсь.
Что делать?
Создать ассоциацию компаний интеграторов, дистрибьюторов и вендоров для выработки консолидированной позиции о правилах работы на рынке и представления интересов производителей в вопросах защиты официального канала, повышения качества его работы. А еще такая ассоциация должна предоставлять экспертов для участия в разборе спорных ситуаций.
Нужно увеличить поддержку официальных партнеров в среде Интернета со стороны вендоров и дистрибьюторов. В том числе на площадках Яндекса, Прайс.ру, Гугла и т.д. где объявления официальных партнеров должны содержать уникальный логотип, подтверждающий статус компании в канале, защищаемый вендором и интернет-площадкой. Такой логотип имеет право быть размещенным только официальным партнером по письму от вендора и позволит сортировать поставщиков не только по цене но и по квалификации. Так белый канал можно будет отделить от серого.
Вендорам и ИТ-СМИ следует увеличить поддержку в информационном пространстве идеи платности услуг и начать формирование общественного мнения о возможности и правильности оплаты квалифицированной работы специалистов.
Вендорам — поддержать маркетинговыми фондами работу пресейлов партнеров, организовать канал возврата средств в развитие рынка (не зависящий от того, где в итоге купил клиент оборудование или ПО, сконфигурированное и продвинутое квалифицированными специалистами партнера).
Вендорам же было полезно организовать кампанию в Интернете и СМИ по сегрегации товаров, продаваемых без поддержки (консьюмерских) и товаров, которые рекомендуется покупать через официальных партнеров (пример поддержки можно позаимствовать на автомобильном рынке, где авторизованные дилеры имеют заказы на обслуживание по гарантии и тем самым поддерживают своих квалифицированных специалистов).
Дистрибьюторам нужно усилить свои системы работы с партнерами, «замкнуть» канал подобно федеральным сетям, взяв на себя вопросы кредитования, логистики, частично маркетинга. Речь может пойти и о встречном акционировании дисти и партнеров.
Пора признать, что среда Интернета дает стимул развития глобальных структур и федеральные сети обязательно будут основным игроком на этом поле. Именно их воздействие (а в более общем смысле — розничное воздействие через Яндекс) формирует современный рынок ИТ России.
Только появление противовеса в лице федеральных ИТ-сетей сможет сбалансировать предложение на рынке, разделив его на консьюмерское и профессиональное. Вопрос стоит о точке бифуркации: или будет два рынка, или один. Всеобщий и примитивный.
Москва июнь 2011 года